Фонематический слух – основа правильной речи

(Советы логопеда. Консультация для родителей)

Правильная, красивая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, желания, идеи, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Правильная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, так как именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

  Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

 

Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному.

  1. Первый уровень — узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Послушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон ключей, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?

Игра «Мешочки с секретом». Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме: ваза, миска, стол, стена. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопай, как я«. Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

  1. Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте

Игра «Кто сказал?». Одно и тоже слово говорят разные дети.

Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

  1. Третий уровень — различение сходных по звучанию слов

Игра «Слушай и показывай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (бык, бок, бак). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  1. Четвертый уровень — различение слогов

Игра «Похлопаем». Взрослый совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

Игра «Четвертый лишний» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба-па», «фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен послушать и сказать лишний слог.

  1. Пятый уровень — различение звуков

Игра «Отгадай, чей звук». Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр… Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

  1. Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза

Игра «Сколько звуков». Взрослый произносит ряд звуков(один, два, три звука), а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем«. Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

Эти упражнения в игровой форме могут быть использованы родителями в процессе домашних занятий с детьми. Они не требуют от родителей специальных знаний и особой подготовки, но при этом способствуют развитию у детей фонематического слуха.

 1,197 total views,  2 views today

Related Post

Адаптация к детскому садуАдаптация к детскому саду

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными.  1,934 total views,  3 views today

Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.  1,595 total

КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАКАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Учитель-логопед —  Заболотняя Светлана Александровна Образование: высшее,  ЯГУ им. М.К.Аммосова, Педагогический институт (2001 год),  СВФУ им. М.К.Аммосова (2014 год) Специальность: дошкольная педагогика и психология Квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии