Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто.
«Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло».
В.А. Сухомлинский
Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой — суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков:
Подражательство. Внимание детей привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же, как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.
Компенсация или месть. Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Это способ самоутверждения, а также возможность выместить свою злость на тех, кто не может ответить.
Привлечение внимания или манипуляция. В книге А. Луговской, О. Шевниной «Давай дружить!» приводится пример жестокого поведения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек.
Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. В данном примере прослеживается еще один аспект — агрессивные высказывания взрослых повышают агрессию у детей.
Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали какую-то важную для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т. д.
Желание быть, как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт. Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все в его компании.
Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. Такую схему отношений он будет применять и к другим.
Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.
Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:
- показывайте пример своим поведением. Родители для малыша — единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;
- говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;
- постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;
- рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;
- рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;
- показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;
- читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
Как справиться с детской жестокостью?
- Не игнорировать.
Не закрывать глаза на жестокость ребенка, не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.
- Выяснить причину.
Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.
- Дать негативную оценку.
Застав малыша на «месте преступления», следует вести себя строго. Он должен понять — его поведение недопустимо и родители очень огорчены.
- Педагогически наказать.
Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т.д. Вид наказания выбирается в зависимости от тяжести проступка.
- Проанализировать стиль семейных отношений.
В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости тоже являются проявлением агрессии.
- Уделить достаточно внимания.
Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались.
- Объяснять.
Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.
- Хвалить.
Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким — хорошо, а жестоким, злым — плохо.
- Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.
Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.
- Набраться терпения.
Детская жестокость — проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.
В заключение приведем список литературы для родителей и воспитателей, которая позволит больше узнать о затронутой проблеме и вариантах ее решения:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. — СПб.: Речь, 2008.
- Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок. — М.: Дрофа-Плюс, 2007.
- Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.
- Жорж Ж. Детский стресс и его причины. — М.: РИПОЛ классик, 2003.
- Колосова С.Л. Детская агрессия. — СПб.: ИД «Питер», 2004.
- Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. — М., Эксмо, 2006.
- Луговская А., Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением. — М.: Эксмо, 2006.
- Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с вашим ребенком. — М.: Рид Медиа, 2013.
- Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать? Советы психолога. — СПб.: ИД «Питер», 2012.
- Свирская Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком: подсказки родителям и воспитателям. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
- Шапиро Е.И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. — СПб.: Литера, 2013.
- Энгельгардт Л.О. Что такое хорошо и что такое плохо? Книга в помощь малышу. — М.: Эксмо, 2012.
1,335 total views, 4 views today